Вести об ВСТО из Сковородино.
10.02.2010
В 6-ти часах полета от Москвы, где-то за пределами привычной географии. В Якутском городе Нерюнгри корреспондента встречает шквальный ветер. Еще 3,5 часа до цели путешествия - амурского городка Сковородино. За бортом минус сорок пять градусов и промерзшая насквозь, бесконечная тайга. Кажется, полет длится вечность. Пожалуй, единственный намек на то, что жизнь в этом ледяном царстве все-таки есть - это просеки, не что иное, как главная нефтяная артерия востока России, нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Первая очередь ВСТО. Почти 2700 километров из Иркутского Тайшета, через Братск, Талакан, Ленск, Олекминск, Нерюнгри и Тынду. Через 9 огромных нефтеперекачивающих станций, нефть широкими шагами приходит в Амурскую область. Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" заканчивается в Сковородино. И пока не построена 2-я часть трубопровода, сибирская нефть в порты Приморского края доставляется исключительно железнодорожным транспортом. Это сооружение называется "пункт налива нефти". Железнодорожный состав подгоняется к эстакаде, в каждую из цистерн опускается специальная труба. Дальше - дело техники. Работы продолжаются даже в 40-градусные морозы. С виду кажущаяся простой работа, на самом деле требует полного автоматизма, а еще физической силы. Адский труд. Огромные железнодорожные составы идут один за другим, практически без перерыва. "Персонал, который был набран, прошел профессиональную подготовку. Он обучен и стажирован. За ноябрь-декабрь получены определенные навыки. Сегодняшний суточный объем отгрузки составляет от 35-ти до 42-х тысяч тонн. То есть от семи до девяти составов в сутки", - говорит заместитель генерального директора по товарно-транспортным операциям ООО "Востокнефтепровод" Александр Пузиков. И это притом, что любое движение при 40-50-ти градусных морозах дается с трудом. В этих суровых местах не привычны даже звуки. Например, в сильный мороз отчетливо слышен шум двигателей высоко летящего самолета. Дорого и долго... Это о перевозке нефти по железной дороге. Вторая часть нефтепровода сможет решить проблему доставки нефти в конечный пункт, бухту Козьмино. Согласно плану, общая протяженность нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" составит 4188 км. От Сковородино нефтяная ветка пройдет через Хабаровск и остановится в Приморском порту Козьмино. Именно оттуда, в трюмах нефтеналивных танкеров она разойдется по странам азиатско-тихоокеанского региона". Действительно, по трубопроводу, нефть идет с большей производительностью. Наливаются вагоно-цистерны и порядка четырех-пяти суток движутся до порта Приморья. Естественно, затраты железной дороги несоизмеримо выше, чем трубопроводного транспорта. Но это не мешает осуществлять экспортные поставки нефти в порт Козьмино", - рассказал Пузиков. Для глубоко депрессивного Сковородино строительство нефтепровода стало началом второй жизни. В городке открылись магазины, частные гостиницы, а у местных мужиков появился выбор: пить дальше или устроиться на работу. Глава администрации Сковородинского района Василий Голяков пояснил: "Экономике района - это дало дополнительные налоги, дополнительные рабочие места. Очень много народу ушло работать на нефтепредприятия, которые выделили средства на больницу, затем помогли приобрести нам аппарат для искусственной вентиляции легких для больницы. Выделили средства на ремонт детского отделения". Населенный пункт Джалинда всего в 60 километрах от Сковородино. В этом месте ответвление нефтепровода пересечет Амур и уйдет в Китай. Сейчас здесь идут масштабные работы под руслом реки". Объект строительства подводного перехода через реку Амур, выполняется методом наклонного бурения. Под руслом реки Амур бурится скважина, в несколько этапов. Затем, в этой скважине протаскивается дюкер и непосредственно сам трубопровод", - объяснил начальник управления строительства нефтепровода ОАО "АК Транснефть" на границе с КНР Виталий Семенов. Огромный бур вгрызается в замерзшее амурское дно, создавая давление около пятисот тонн. Все работы ведут китайские специалисты под жестким контролем российской стороны. Самое современное оборудование и максимально комфортный быт. Вот только к сибирским морозам, говорит Нин Ле Мин, привыкнуть не возможно. Представитель компании СРР КНР Нин Ле Мин говорит: "Ваш ВСТО, как заказчик, нам очень помог. Много работы они сделали для нас. По-человечески, без проблем". Единственное, что хоть как-то скрашивает суровые будни китайским рабочим, так это - собственная кухня. Продукты им доставляют прямо из Китая". У нас тут нормальная еда - овощи, рыба, мясо. Сегодня у нас будут кальмары", - говорит местный повар. Восточная нефть, которая по нефтепроводу поставляется странам Азиатско-Тихоокеанского региона, и совсем скоро пойдет в КНР, по-своему уникальна. Она не подходит не под один известный сорт нефти и качественно превосходит западносибирский сорт Urals. Именно поэтому, специалисты решили дать этому сорту нефти собственное имя, а точнее имя нефтепровода - ВСТО. Когда строительство нефтепровода будет завершено, по проекту - это 2014-й год, Россия выйдет на ранее практически не доступный для нее азиатско-тихоокеанский рынок.
© Вести.Ru